Больные сахарным диабетом лекарственное обеспечение

Больные сахарным диабетом лекарственное обеспечение


XVIII    медико-социальный форум

Отсутствие реального прогресса в борьбе с ХНИЗ  вызвано не медицинскими причинами, а  нехваткой политической и социальной воли.
Генеральный секретарь ООН г-н Пан Ги Мун, ассамблея  Всемирной организации здравоохранения WHO, Geneva, 25/05/2012)

РЕЗОЛЮЦИЯ _2014

Общемировое отношение к проблемам ХНИЗ,  подтверждающее глобальный характер проблемы сахарного диабета, определено  эпохальными международными актами, принятыми  всеми государствами членами ООН: резолюцией ООН от 26 декабря 2006г, саммитом ассамблеи ООН  сентября 2011г, и подтверждено ассамблеей ВОЗ прошедшей  25 мая 2012 года в Швейцарии, решениями от 06.12.2013 года Конгресса IDF в Мельбурне (Австралия).
Мы, вслед за специалистами, убеждены, что во многом,  эпидемический характер диабета  типа 2 в России и во всем мире обусловлен бедностью, неравенством в здравоохранении                    ( доступность услуг, информации, отсутствием действенных программ профилактики)  и социальной сфере ( экологическими проблемами, критическими недостатками образования, проблемами с  трудоустройством и пр.).
Независимые представители диабетических ассоциаций пациентов считают необходимым заявить о необходимости  скорейшей реализации ряда положений данной резолюции, как наиболее важных и определяющих сегодня качество  и продолжительность жизни миллионов жителей России, больных сахарным диабетом, но  не нашедших отражения при проведении круглых столов в регионах,  в  той мере,  какой они этого заслуживают:
А.   При выработке новых решений и подходов к лечению и профилактике сахарного диабета следует учитывать, что основополагающим являются принципы  заботы государства о здоровье населения России определенные Конституцией РФ и рядом законодательных актов,  основанных на Конституции РФ.                         
        Неприемлемо в целях экономии финансовых ресурсов, поспешное введение норм, ухудшающих медико-социальное обеспечение носителей социально-значимого недуга – диабета, как это произошло после принятия закона о монетизации льгот.

Б.   Недопустимо на этапе становления системы профилактики  Хронических Неизлечимых Заболеваний (ХНИЗ),  в принципе,  проблему профилактики перевести в русло обвинительных по отношению к носители неизлечимого недуга рассуждений,  возложив все бремя ответственности за заболевание на пациента.

Возложение на гражданина, пациента, носителя  недуга  меры экономической ответственности за  проявление сахарного диабета  типа 2, возможно, лишь в финале эффективной информационно-профилактической программы, когда пациентом будет получена полная и адаптированная информация о  путях профилактики недуга, и в случае явного его нежелания  изменять заведомо нездоровый образ жизни,  переходить от пассивного к активному отношению к своему здоровью.

Без эффективной системы терапевтического обучения пациентов, финансируемого и постоянного -  нет профилактики.

1. Основой вторичной профилактики сахарного диабета является: профессиональное и реально  финансируемое терапевтическое обучение пациентов (ТОП) на всех этапах от нарушенной толератности к глюкозе до терминальных стадий недуга. В отсутствии же постоянного и приближенного к пациенту терапевтического обучения, осуществляемого профессиональными  специалистами-обучателями, в течение всей жизни больного диабетом, нет смысла говорить о прочих составляющих алгоритмов лечения диабета.

2. Решать вопросы эффективного лечения пациентов  с  диабетом возможно лишь при наличии достаточного количества   с п е ц и а л и с т о в:  как эндокринологов,  так   и медсестер диабетологического профиля, институт которых в РФ до настоящего времени по непонятным причинам отсутствует, но именно они  как показывает зарубежный опыт могут осуществлять части  профилактики, обучения, медицинской опеки вновь заболевших.

Четкое деление объектов профилактики.

3. Профилактика и борьба за здоровый образ жизни - принесут свои плоды, однако говоря о профилактике диабета, нельзя забывать о проблемах:

- больных диабетом типа 1 (инсулинозависимых),  к  которым понятие профилактики вообще неприменимо  и здесь,  основная задача: повышать качество  жизни этой категории больных, через обучение и безусловное обеспечение их наиболее эффективными, последней генерации  - сахароснижающими средствами  и тест-полосками  для контроля гликемии, причем в неразрывной связи, т.к. управление недугом невозможно,  без постоянного доступного  мониторирования уровня сахара крови;
- пациентов, которые уже заболели диабетом типа 2, и в отношении которых можно говорить лишь о вторичной профилактике  (профилактике осложнений), что  тоже достижимо,  но если пациенты обеспечены в полноте всеми эффективными сахароснижающими средствами, в том числе инсулинами, причем на более раннем, чем сейчас, этапе заболевания. 

Основа  вторичной профилактики - решение вопроса лекарственного обеспечения.

Единственным эффективным средством борьбы с закритическим ростом заболевания, ускоренным развитием летальных инвалидизирующих осложнений, является внедрение современных и эффективных международных стандартов на основе создаваемых специалистами технологий лечения, основанных на принципах доказательной медицины. Треть пути пройдена: алгоритмы лечения диабета в обновленной VI-й редакции, составлены и утверждены ведущими эндокринологами России - в апреле 2013 года.
Мы, и врачи и пациенты, считаем, что следующее слово  -  за скорейшим созданием заявленных но не реализованных  - клинических рекомендаций, протоколов  лечения диабета. Их принятием МЗ РФ первоочередная задача и на этом основании необходима срочная корректировка стандартов лечения диабета. Лишь в этом случае возможно  финансовое наполнение столь необходимых нормативных актов, касающихся диабета, как в рамках федерального, так и регионального финансирования.

Мы требуем проявления политической воли российской власти.

4. Ввести в федеральные перечень ЖНВЛП - все обозначенные в стандартах/алгоритмах лечения сахарного диабета лекарственные средства и средства медицинского назначения (так например - тест-полоски для самоконтроля, шприцы, иглы к ним - не внесены перечень).

5. Предусмотреть запрет на  введение в регионах, в нарушение законодательства, ограничительных списков к федеральному перечню ЖНВЛП, что не только ограничивает права пациентов с одной стороны, но и приводит к ограничению конкуренции на территории соответствующего региона страны.

6. Предусмотреть эффективное расширение объема стандартов оказания помощи больным  диабетом и в первую очередь:   детям до 18-ти лет, беременным с диабетом,  лицам,  находящимся на гемодиализе,  имеющим инвалидизирующие осложнения диабета и пр. в части внесения в стандарты новых и новейших эффективных гормонов, лекарств купирующих осложнения, средств  введения инсулина (помп), измерения сахара крови и расходных элементов к ним, и частоты применения последних.                                                           

7. Ограничить возможность замены  гормона-инсулина  одного вида на другой, по  экономическим соображениям, по соображениям «национальной безопасности».  Гормоны даже одного класса, полученные разными  производителями с применением генной инженерии -  не являются биоэквивалентными. Субстанция, РН раствора, вид консерванта и стабилизатора - все компоненты оказывает влияние на сахароснижающий и прочие эффекты действия  инсулинов.

8. На Федеральном и региональном уровне, законодательно,  решить вопрос о выплатах больному компенсации при отсутствии в аптеке лекарства, чтобы пациент мог купить препарат там, где он есть, а предъявив чек – получить возмещение.

9. Необходимо принятие нормативных актов РФ, устанавливающих  регионам нижнюю границу обоснованной ежемесячной нормы средств на лекарственное обеспечение регионального льготника,   оптимально обеспечивающей  выполнение задач комплексного лечения в соответствии с действующими стандартами лечения.

На сегодня региональные нормы ежемесячных расходов на одного льготника, недостаточны  для достижения компенсации/субкомпенсации диабета   противодиабетическими препаратами с использованием средств самоконтроля, а также для лечения всеми необходимыми препаратами в соответствии со стандартами лечения и  действующим Постановлением Правительства РФ №890.

Эффективный контроль  деятельности администраторов здравоохранения.

10. Рекомендовать структурам  Росздравнадзора  использовать законное право внесения предложений в Правительство РФ  по изъятию полномочий у региональных властей в части лекарственного обеспечения федеральных льготников, в случае выявленных фактов неоднократного нарушения законодательства в части полноты льготного лекарственного обеспечения больных диабетом.

11. Реализовывать структурами Росздравнадзора законное осуществление контроля за достоверностью первичных статистических данных, предоставляемых медицинскими организациями, как в части федеральных, так и в части региональных льготников больных диабетом, что напрямую влияет на объемы финансирования статей расходов по их лекарственному обеспечению.

12. Рекомендовать Минздраву РФ обеспечить общедоступность адаптированной интернет - версии Государственного Регистра СД, с показом в динамике реальных цифр по заболеваемости, распространенности и особенно, смертности больных СД, что окажет реальную пропагандистскую помощь в деле профилактики диабета и его осложнений. 

Целевая программная деятельность центра и регионов.

1. Мы выступаем против наметившейся тенденции исключения глобального хронического неинфекционного заболевания «сахарный диабет» из списка социально-значимых недугов, размывания остроты эпидемии-диабета в перечне прочих ХНИЗ, при составлении среднесрочных программ развития здравоохранения регионов, что влечет ущербность финансирования в рамках программ госгарантий, а значит и обеспечения пациентов жизнеспасающими препаратами и средствами медицинского назначения, услугами,  в том числе  высокотехнологическими.

2. Необходимо:

  • Скорейшее принятие  обновленной Федеральной целевой программы (подпрограммы «Сахарный диабет 2013-2018гг»)  и обязательное создание на ее основе  региональных целевых программ /подпрограмм/.   
  • Включение подпрограммы «Сахарный диабет» в государственную программу «Развитие здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года».
  • Вернуться к  рассмотрению и принятию  закона ОБ ОСНОВАХ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАН, БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБетом, принятого виде модельного закона на двадцать четвертом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление № 24-7 от 4 декабря 2004 г)

3. Ассоциации пациентов просят структуры  Минздрава РФ при подготовке, документов по введению лекарственного страхования/возмещения, обратить внимание на опасность резкого ухудшения обеспечения больных диабетом эффективными лекарственными средствами, которая  возникнет,  если будут реализованы иные нормы расчета дневных и курсовых доз инсулина, выбора типа гормонов с учетом  минимизации  стоимости лечения в ущерб эффективности.

Обсудив проблемы, сложившиеся в области медицинской и социальной помощи пациентам с сосудистыми осложнениями диабета, ассоциации пациентов, вслед за Экспертным советом Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению предлагает в своём решении действовать незамедлительно, с тем, чтобы выйти на новый уровень в профилактике и лечении осложнений диабета в нашей стране.
На майской 2012 года ассамблее Всемирной организации здравоохранения  (WHO Geneva), Генеральный секретарь ООН г. Пан Ги Мун подчеркнул, что отсутствие реального прогресса в борьбе с ХНИЗ  вызвано не медицинскими причинами, а нехваткой политической и социальной воли.
Мы, ассоциации пациентов с диабетом, солидарны с мнением специалистов: экономически эффективные стратегии борьбы с диабетом и сердечно-сосудистыми заболеваниями -  уже разработаны. По оценкам, они способны предотвратить 80% случаев болезней сердца и прочих осложнений диабета. Остаётся это подтвердить на практике.
Финансирование комплекса мер по профилактике и лечению диабета в России должно быть адекватно остроте проблемы.

Пришло время проявить политическую волю.           

 

Сентялов В.И., президент НДЛ, Н.Новгород

 

 

Источник: http://www.diabet.nnov.ru/rez_2013.html

Больные сахарным диабетом лекарственное обеспечение

Больные сахарным диабетом лекарственное обеспечение

Комментарии

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Смещение позвоночника относительно таза