У ребенка растет шишечка на ножке на стопе возле пятки

У ребенка растет шишечка на ножке на стопе возле пятки

 
<<< К списку разделов
 

 

   "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

    "Пальчиковые игры" являются  очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

     Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

     Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

 Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
  Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
     Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. 
     Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
   Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.
  Работу по развитию движений пальцев и кисти рук сле­дует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

      Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соот­ветствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук яв­ляется важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуля­ционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим ра­ботоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

 

                         Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком
Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

  • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.

  • Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.

  • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

  • Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

 

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика

 Комплекс №1

Комплекс №2

Комплекс №3

Комплекс №4

Комплекс №5

Комплекс №6

Комплекс №7

Массаж рук

Самомассаж кистей и пальцев рук

Расслабление пальцев и кистей рук

Потешки для пальчикового массажа



 Пальчиковая гимнастика. Комплекс № 1


1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе).
2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет «раз, два, три»)
3. Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу
, те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки")
5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно)

6. Кольцо (кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;  то же упражнение выполнять пальцами левой руки;  те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки)

7. Бочонок с водой (согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие)

8.  Поочередное приподнимание и опускание пальцев (ки­сти рук лежат на столе):

а) правой руки,

б) левой руки,

     в) обеих рук одновременно.
Потешка
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.

 


Пальчиковая гимнастика. Комплекс № 2


1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки
, то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук)

2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук)

3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их)
4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить)
5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы)
6.
Оса (выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;  то же левой рукой; то же двумя руками)

7. Имитация игры на пианино

8. Надавливание ладонью одной руки на сомкнутые паль­цы другой, преодолевая сопротивление.

 
Потешка 
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки,
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.


Пальчиковая гимнастика. Комплекс № 3
1.Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе)
2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными)
3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать)
4. Цветок (то же, но пальцы разъединены)
5. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз)

6. Рожки (руки в кулак, подняты вверх только мизинцы и указательные пальцы, синхронно)

7. Свободное похлопывание кистями по столу поочеред­но и одновременно

8. "Коготки" — сильное полусгибание и разгибание пальцев.


Потешка  
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.
Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.


Пальчиковая гимнастика. Комплекс N 4


1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг)
2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками)
3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их)
4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы)
5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх)

6. Ушки (показываем пальцами обеих рук латинскую букву "V", синхронно)

7. Кулак-ладонь. Руки вытянуты вперед на уров­не груди. Одна рука сжимается в кулак и сгибается в локте одно­временно, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется

8. Ножницы — разведение пальцев в стороны и све­дение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих pyк вместе.


Потешка  
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди .
 Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.



Пальчиковая гимнастика. Комплекс N 5


1. Замок (на счет «раз» - ладони вместе, а насчет «два» - пальцы соединяются в замок)
2. Лиса и заяц (лиса крадется - все пальцы медленно шагают по столу вперед;
заяц убегает - перебирая пальцами, быстро движутся назад)
3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу)
4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе)
5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными)

6. Сгибаем, разгибаем (согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки)

7. Кулак-кольцо. Пальцы одной руки сжимают­ся в кулак, а пальцы   другой по очереди с большим об­разуют кольцо, затем положения рук меняются

8. Разведение кистей в стороны, не размыкая запя­стий (руки вытянуты вперед)

 
Потешка 

Hу-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова рубить.
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить.
А тебе - обед варить.
А малышке - песни петь.
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.
Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.

 

Пальчиковая гимнастика. Комплекс N 6

1. Сгибание-разгибание пальцев (поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;  выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки)

2. Миска (пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к друг)

3.Крыша (соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук)

4. Магазин (руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей)

5.Цветок (руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы)

6.Птички летят (пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз)

7. Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, за­тем другой, а после этого обеими руками одновремен­но

8.  Упражнения с замком (пальцы переплетены, ладони сжаты): сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-вле­во, разжимание пальцев, не расцепляя замка—"Солнечные лучи".

 
Потешка

Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.

 

Пальчиковая гимнастика. Комплекс N 7

 

1.  Показывать отдельно только один палец - указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре и пять. Показывать отдельно только один большой палец

2.  Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу

3.  Махать в воздухе только пальцами

4.  Кистями рук делать “фонарики”

5. Хлопать в ладоши тихо и громко, в различном темпе

6. Собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе - разбежались)

   7. Вращение больших пальцев (пальцы, кроме больших, сцеплены в замок), затем сильно сжимать подушечки больших пальцев

8. Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обе­их рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны).

 
Потешка

Первый пальчик - подержи, (хватаете за большой пальчик)
Второй пальчик - покажи,
Третий пальчик- постучи,
Третий пальчик - поиграй,
Пятый тоже не зевай,
Всей четверке помогай.

 
 Массировать каждый пальчик

 

Массаж рук

 

               Проводится сначала на одной руке, затем на другой.

1.                  Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной            стороны

2.                  Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого   

          пальца

3.                  Упражнение "Сорока-белобока"

4.                  Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по    

          кругу

5.                  Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно

6.                  Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе

7.                  Интенсивное растирание каждого пальца

8.                  Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и

         фронтально-тыльных сторон

9.                  "Пальцы ложатся спать": поочередное загибание пальцев, затем их

          одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.

 

Или любые другие потешки

 

10.                          "Пальчики здороваются"

11.                          Повторить первое упражнение.

 

( по В. В. Цвынтарному. Играем пальчиками и развиваем речь)

 

 

Самомассаж кистей и пальцев рук

 

  • 1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами од­ной руки на основание большого пальца, середину ла­дони, основание пальцев другой руки.
  • 2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с по­степенным увеличением усилий.
  • 3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
  • 4. Растирание боковых поверхностей сцепленных паль­цев.
  • 5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
  • 6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круго­вые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими оре­хами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
  • 7. Надавливание незаточенных карандашом на болевые то­чки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
  • 8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и на­оборот, затем поочередное растирание.

 

 

Расслабление пальцев и кистей рук


         Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом.

  •   "Красим забор" движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.
  •    "Погладим котенка" плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.
  • "Курочка пьет водичку" локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.
  • "Музыканты" движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.
  • "Солим суп" локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.
  • Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие,  которые не разожмешь.

 

Потешки для пальчикового массажа

     Этими потешками-упражнениями  желательно заканчивать пальчиковую гимнастику, так как они содержит элементы массажа. Тексты сопровождается поглаживанием, потиранием, сгибанием и разгибанием пальчиков.
В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

 
«Жили мышки»

 Раз, два, три, четыре! Жили мышки на квартире;
Чай пили, чашки били, по три денежки платили!

 
Держим ладошку раскрытой, водим по ней пальцем.

 

«Переборы пальчиков»

 У белого котенка мягкие лапки.
Но на каждой лапке коготки-царапки!

 Поглаживаем пальчики, перебирая. Затем попеременно то мягкой кисточкой, то жесткой щеткой.

 

Погода

Холодно. Осень. Пальцы мои 
Дружно ругают холодные дни.
Пальчик-одуванчик (мизинчик) жалуется:
Ой-ой-ой!
Холод-то какой!
Указательный палец шепчет едва слышно:
Эх-эх-эх!
А вдруг пойдет снег? Средний палец ворчит:
Ох-ох-ох!
От ветра я оглох! Безымянный палец кричит:
Ай-ай-ай! Солнце, вылезай!
Здоровяк большой палец восклицает:
Ах-ах-ах!
Жаль, я не в сапогах!
Ух-ух-ух!
Дайте мне кожух!

 
Пальчики растираем и поглаживаем

 

Десять пальцев

Десять тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, и их осталось девять.
Девять тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось восемь.
Восемь тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось семь.
Семь тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось шесть.
Шесть тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось пять.
Пять тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось четыре.
Четыре тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось три………

 

Твои пальчики

Этот пальчик - самый большой.
Самый веселый, самый смешной!
(Показываете ребенку большой палец и потираете его.)
Этот пальчик - указательный.
Он солидный и внимательный.
(Указываете на что-нибудь
указательным пальцем.)
Этот пальчик средний,
Ни первый, ни последний.
(Отгибаете средний палец.)
Этот пальчик - безымянный,
Он не любит каши манной.
(Согните безымянный палец,
как будто он не хочет каши.)
Самый маленький - мизинчик,
Любит бегать в магазинчик!
(Оттопырьте мизинец, будто он
хочет убежать от остальных пальцев.)

 

Мальчик-с-пальчик

Мальчик-с-пальчик, где ты был?
С этим пальцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

 

Ладушки-ладошки

Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки,
Где вы бывали? Много ль работали?
Четверо братцев, высоки да тонки,
Держатся вместе, а пятый в сторонке.
Но чуть за работу приходится браться,
Четверо кличут пятого братца.

 

 Сорока-ворона

(водим пальчиком по ладошке)

Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,

(загибаем по очереди пальчики)

Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он дрова не рубил,
Он воду не носил,
Он печку не топил,
Он кашу не варил,
Он Машу не кормил.

 
Пальчики

Пальчик толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу,

Средний пальчик – самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

 
Семья

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.

 
Шалун

Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.

(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,

(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
А этому - не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.

(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)
Белочка

(по мотивам народной песенки)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)


Осенние листья
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины,
(загибать пальчики, начиная с большого)
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём.

 

Есть игрушки у меня

Есть игрушки у меня:
(хлопать в ладоши)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал,
Подъёмный кран.

(загибать поочерёдно пальчики)

 

Пять пальцев

 
На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

 

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.

 

Hу-ка, братцы, за работу!

Hу-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова рубить.
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить.
А тебе - обед варить.
А малышке - песни петь.
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.
Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.

 

Этот пальчик – дедушка,
этот пальчик – бабушка,
этот пальчик – папочка,
этот пальчик – мамочка,
этот пальчик – я
Это вся моя семья

 

Этот пальчик хочет спать,
этот пальчик – прыг в кровать,
этот пальчик прикорнул,
этот пальчик уж заснул.

Этот пальчик крепко спит и всем деткам спать велит
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора

 

Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот - резал.
Этот - ел.
Ну, а этот - лишь глядел!

Этот мышонок в норке сидит,
Этот мышонок в поле бежит,
Этот мышонок колосья считает,
Этот мышонок зерно собирает,
Этот мышонок кричит: "Ура!
Все собирайтесь, обедать пора!"

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли зайчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.

Сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулак.

Загибаем пальчики, по порядку начиная с мизинчика:
- Этот пальчик маленький.
- Этот пальчик слабенький.
- Этот пальчик длинненький.
- Этот пальчик сильненький.
- Ну, а это-толстячок.
- А все вместе кулачок.

 

Загибать поочередно пальчики, начиная с мизинчика на каждую новую строчку стихотворения.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел -
Оттого и потолстел!

Раз, два, три, четыре, пять!!! (Возьмите ручки ребенка в свои, и, хлопая ими в ладоши, рассказывайте)

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик по дорожке, (взрослый загибает поочередно пальчики малыша)

Этот пальчик по тропинке,

Этот пальчик за грибами,

Этот пальчик за малинкой,

Этот пальчик заблудился,

Очень поздно воротился.

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял
Этот толстый поросёнок спинку о забор чесал
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал
Этот толстый поросёнок лежебока и нахал
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал

По очереди поглаживайте пальчики малыша, сначала мизинец и безымянный, затем средний и указательный.

 

Это большой пальчик,
Он, как толстый мальчик,
Десять порций каши съел,
Оттого и растолстел.
Это пальчик - указательный,
Он самый внимательный,
Всё увидит, но не скажет,
Только в сторону покажет.
Средний пальчик – это вот,
Он в серёдочке живёт.
А другому пальчику
Имени не дали,
Потому и безымянным
Его все прозвали.
Ну а этот пальчик -
Маленький мальчик,
Мизинец называется -
На нём рука кончается.

Первый пальчик - подержи, (хватаете за большой пальчик)
Второй пальчик - покажи,
Третий пальчик- постучи,
Третий пальчик - поиграй,
Пятый тоже не зевай,
Всей четверке помогай.


Загибать или поглаживать пальцы
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек - стайка.
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей.
Эта птичка совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - скворушка,
Серенькое перышко.
Эта - зяблик.
Эта - стриж.
Эта - развеселый чиж.
Ну, а эта - злой орлан.
Птички, птички по домам!

 
Знакомство с названиями пальцев.

              
Где большой пальчик?               Из кулака показывается только большой палец

Где наш старший мальчик?

Вот я, здесь!                            Палец сгибается – кивает.

Вот я, здесь!

Как ты поживаешь?

Хорошо, спасибо!                      Кулак вместе с пальчиком качается

                                              из стороны в сторону

Где второй наш пальчик?           Из кулака показывается только

                       указательный палец
Где второй наш мальчик?
Вот я, здесь!
Вот я, здесь!
Как ты поживаешь?
Хорошо, спасибо!
Где наш третий пальчик?
Где наш средний мальчик?
Вот я, здесь!
Вот я, здесь!
Как ты поживаешь?
Хорошо, спасибо!
Где четвертый пальчик?
Безымянный мальчик?
Вот я, здесь!
Вот я, здесь!
Как ты поживаешь?
Хорошо, спасибо!
Где же пятый пальчик?
Где наш младший мальчик?
Вот я, здесь!
Вот я, здесь!
Как ты поживаешь?
Хорошо, спасибо!
Где все наши пальчики?
Где все наши мальчики?
Вот мы, здесь!

 

 По материалам сайтов www.umnitsa.ru

www.bibicall.ru

 

 

 

Вверх

Без картинок

Пальчиковые игры

Гули-гули
Птичка
Прятки
Черепаха
Повстречались
Жирафы
Мышка
Паучок
Котята
Под пальмой
Ладошки
Птички
Птички-синички
Поедем в деревню
Чайник
На блины
Дом на горе
Наши пальцы
Паучок
Петушок
Жук
Пальчик в домике
Цветы
Замок
Солнце
Пирожки
Улитка

Шла лисичка
Ножницы

Гули-гули

Гули-гули,                                                  Малыш хлопает

Гули-гоп,                                                   хлопает себя по коленкам

Сели Гришеньке

(Машеньке, Ирочке и т.д.)

На лоб!                                                      Обе ладошки садятся на лоб

 

Птичка

 
По ладошке стучим указательным пальчиком и говорим:


- Села птичка на ладошку,                          Машем «крыльями»


посиди у нас немножко.                              По ладошке стучим указательным


                                                                пальчиком
посиди не улетай.


улетела птичка, ай!                                    На последнем слове прячем

                                                                руки за спину

 

Прятки

 

В прятки пальчики играли


И головки убирали.


Вот так, вот так,


И головки убирали.

 

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.


 

Черепаха

 

Вот моя черепаха, она живет в панцире.             Руки сжаты в кулаки, большие

                                                                      пальцы внутри

Она очень любит свой дом.


Когда она хочет есть, то высовывает голову.


Когда хочет спать, то прячет её обратно.             показать большие пальцы и

                                                                      спрятать их обратно.

 

 
Повстречались

 

Повстречались два котенка: "Мяумяу!",


Два щенка: "Авав!",


Два жеребенка: Игого!",


Два тигренка: "Ррр!"


Два быка: "Муу!".


Смотри, какие рога.

 

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.


 

Жирафы


У жирафов пятна, пятна, пятна,
пятнышки везде.                                   Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах,

на коленях и носках.                             Обоими указательными пальцами

                                                           дотрагиваемся до соответствующих

                                                           частей тела.
У слонов есть складки, складки,
складки, складочки везде.                      Щипаем себя, как бы собирая

                                                            складки.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах,
на коленях и носках.                              Обоими указательными пальцами

                                                            дотрагиваемся до соответствующих

                                                            частей тела.
У котяток шёрстка, шёрстка,
шёрстка, шерсточка везде.                       Поглаживаем себя, как бы

                                                              разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах,
на коленях и носках.                               Обоими указательными

                                                             пальцами дотрагиваемся до

                                                             соответствующих частей тела.
А у зебры есть полоски,
есть полосочки везде.                              Проводим ребрами ладони по телу

                                                              (рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах,
на коленях и носках.                                Обоими указательными пальцами

                                                              дотрагиваемся до соответствующих

                                                             частей тела.

Мышка

 

Маленькая мышка

По городу бежит,                                    Бегут пальцами обеих рук по столу

                                                             или коленям.

Глядит ко всем в окошки,                        Сложив пальцы рук круглым

                                                            окошечком, заглядывают в  него

И лапочкой грозит                                   Грозят пальчиком

«А кто не лёг в кроватку?                         Руки прижаты ладонями друг к

                                                             другу. Лежат на  тыльной стороне

                                                             одной из рук на столе

А кто не хочет спать?                               Переворачивают руки на другой

                                                             "бок".

Такого непослушного

Я буду щекотать!»                                    Щекочут пальчиками то одну, то

                                                              другую ладошку

 

Паучок

 
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.                               Руки скрещены. Пальцы каждой  

                                                               руки "бегут" по предплечью, а

                                                               затем по плечу другой руки.

 
Дождик с неба вдруг полил,                        Кисти свободно опущены,

                                                               выполняют стряхивающее

                                                               движение (дождик).

 Паучков на землю смыл.                            Хлопок ладонями по столу

                                                                /коленям.

 
Солнце стало пригревать,                           Ладони боковыми сторонами

                                                               прижаты друг к другу, пальцы

                                                                растопырены, качают руками

                                                                (солнышко светит).

 
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки                            Действия аналогичны 1 куплету

Чтобы погулять на ветке                               "Паучки" ползают по голове

 


Котята

 

У кошечки нашей есть десять котят,           Ладони сомкнуты, пальцы прижаты

                                                               друг к другу и разъединены. 

Сейчас все котята по парам стоят:              Покачивают руками, не разъединяя

                                                                их.

Два толстых, два ловких,

 два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых и самых красивых         Постукивают соответствующими

                                                                 пальцами

 

Под пальмой

 
Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.                             Руки стоят на столе, опираясь на

                                                                 локти. Кисти  прижаты друг к

                                                                 другу   основаниями,     пальцы 

                                                                 растопырены (крона пальмы).

                                                                 Дети раскачивают руками в

                                                                 разные   стороны,    стараясь не 

                                                                 поднимать локти.

 
А под пальмой краб сидит

и клешнями шевелит,                                  Ладони лежат на столе, прижаты

                                                                друг к другу  боковыми частями.

                                                                Пальцы  рук согнуты,      

                                                                растопырены (клешни). Шевелят

                                                                ими.

 
Чайка над водой летает                               Ладони соединенены большими

                                                                пальцами,   остальные пальцы

                                                                сжаты, разведены  в    стороны

                                                                (крылья). Дети "машут"ими в

                                                                 воздухе.

И за рыбками ныряет,                                 Ладони сомкнуты и чуть округлены.

                                                                Выполняют    волнообразные

                                                                движения

А под пальмой...

Под водой на глубине крокодил

лежит на дне.                                             Ладони основаниями прижаты друг

                                                                 к другу. Пальцы согнуты (зубы).

                                                                 Лёжа на тыльной стороне одной

                                                                из рук,    "открывают и закрывают

                                                                  рот" крокодила


Ладошки

 
Мыли мылом ушки,                                       изображаем, как мы моем ушки

Мыли мылом ножки,                                      изображаем, как мы моем ножки

Ах, какие ладушки,                                       ладошки поднимаем над головой

Ладушки – ладошки.                                      крутим ладошками над головой

Наварили кашки,

Помешали ложкой,                                         пальчик крутим по ладошке

Ах, какие ладушки,

Ладушки – ладошки.  

                                                                    Хлопаем ладошками
Строили ладошки                                            Ладошки изображают домик над

                                                                     головой

Домик для матрешки.
Ах, какие ладушки,

Ладушки – ладошки.

                                                                     Хлопаем ладошками
Прилегли ладошки                                            Ладошки ложатся спать под

                                                                      щеку

Отдохнуть немножко.

Ах, какие ладушки, 

Ладушки – ладошки.                                         Хлопаем ладошками

 

 
Птички-синички

 
Одна рука изображает одну птичку, другая – другую. Улетают птички за спину, потом снова прилетают на коленки.

Птички-синички      

                                                             Хлопаем в ладоши или изображаем

                                                             птичек двумя руками
Сидели на окне.

Птички-синички

Помахали мне.

Это птичка Петя,                                      поднимаем правую руку и машем ею

А это птичка Поль.                                   поднимаем левую руку и машем ею

Улетай, Петя!                                          Правая рука прячется за спину

Улетай, Поль!                                           Левая рука прячется за спину

Прилетай, Петя!                                        Правая рука возвращается из- за

                                                              спины и машет спереди

Прилетай, Поль!                                        Левая рука возвращается из- за

                                                              спины и машет спереди

 

 

Птички

 
Летели две птички,                                   Руки вытянуты в стороны, кисти

                                                              машут как крылья

Одна на север,                                         Смотрим на левую руку, машем в

                                                              левую сторону                 

Другая – на юг.                                        Смотрим на правую руку, машем в

                                                               правую сторону

Ой, забыли поздороваться!                         Руки слетаются к центру и

                                                               встречаются

Здравствуй, перышко! (4 раза)                    Указательные пальцы и мизинцы

                                                               гладят друг друга

Здравствуй, крылышко! (4 раза)                  Ладони по- очереди гладят друг

                                                               друга

А тут пришел дворник

С большой метлой                                      Изображаем метлу, которая метет

                                                               туда-сюда

И говорит птичкам:

« А ну-ка кыш!»                                         Дворник стукает кулаком по столу

И полетели две птички…                         

 

 
Поедем в деревню

 
Поедем, моя милая,                                  Хлопаем все вместе в ладоши          

В деревню жить.

Поедем, моя милая,

Хозяйство заводить.

Заведем себе мы

Курочку,

Курочка по зернышку –                              Один палец «клюет зерна» на

                                                               второй ладони

Кудах-тах-тах!

Поедем, моя милая,                                    Хлопаем все вместе в ладоши

В деревню жить.

Поедем, моя милая,

Хозяйство заводить.

Заведем себе мы

Уточку:

Уточка по реченьке                                     Рука-утка плывет по волнам

Та-та-та-та!

Курочка по зернышку –                                Курочка клюет зернышки

Кудах-тах-тах!

Поедем, моя милая,                                      Хлопаем вместе в ладоши

В деревню жить.

Поедем, моя милая,

Хозяйство заводить.

Заведем себе мы

Гусочку,

Гусочка по бережку                                      Рука-гусь открывает и

                                                                  закрывает клюв

Га-га-га-га!

Уточка по реченьке                                       Рука-утка плывет по волнам

Та-та-та-та!

Курочка по зернышку –                                  Курочка клюет зернышки

Кудах-тах-тах!

 

(Поросенка: хрюки-хрюки,                              кулак приставлен к носу как

                                                                   пятачок

Коровенку: муки-муки,                                   пальцы изображают рога

Кисоньку: мяу, мяу                                        кошка поглаживает усики

                                                                   пальчиком

И так далее)

 

Чайник

 
У нас есть чайничек,                                    Кулак с оттопыренным большим

                                                                  пальцем изображает чайник

У чайничка крышечка,                                   вторая ладонь накрывает кулак

У крышечки шишечка,                                   один из пальцев «крышечки»

                                                                  поднимается

Из шишечки пар идет.                                   Указательный палец описывает

                                                                  витки, изображая пар от чая

 Мы берем чайничек                                      одна рука изображает чайник

И льем мы в чашечку,                                    другая рука изображает чашку

Мешаем ложечкой,                                        указательный палец изображает

                                                                  ложку в чашке

Из чашечки пар идет.                                    Указательный палец описывает

                                                                  витки, изображая пар от чая

Мы берем чашечку,                                       Одна рука изображает чашку

И льем на блюдечко,                                      другая рука изображает блюдце

Дуем на блюдечко,                                        Дуем на руку, изображающую

                                                                   блюдце

Из блюдечка пар идет.                                   Указательный палец описывает

                                                                   витки, изображая пар от чая

Мы берем блюдечко,                                      Одна рука изображает блюдце

И пьем мы ротиком,                                        Изображаем, как мы пьем чай

                                                                   из блюдца

Дышим мы ротиком,                                        Шумно выдыхаем ртом

Из ротика пар идет.                                        Указательный палец описывает

                                                                    витки, изображая пар от чая

 

На блины


Стала Маша гостей собирать -                        Хлопайте в ладоши


И Иван приди -                                              Кончиком полусогнутого

                                                                   указательного пальца  правой

                                                                   руки проведите по всемпальцам 

                                                                   левой руки   по очереди;

                                                                   Начните с большого пальца,
И Степан приди,


Да и Андрей приди,


Да и Матвей приди,


А Митрошечка


Ну, пожалуйста! -                                          указательным пальцем правой

                                                                   руки четыре раза  

                                                                   покачайте мизиниц левой руки.
Стала Маша Гостей угощать -                        Хлопайте в ладоши.
И Ивану блин -                                             Левую кисть поверните ладонью

                                                                  вверх, большим пальцем правой

                                                                  руки нажимайте на подушечки

                                                                  каждого пальца по очереди,
И Степану блин,


Да и Андрею блин,


Да и Матвею блин,


А Митрошечке


Мятный пряничек -                                        большой палец правой руки     

                                                                  нажимает на мизинец    левой

                                                                   руки четыре раза.
Стала Маша гостей провожать -                      помашите ручкой
Прощай, Иван! -                                            по очереди загибайте пальцы на

                                                                   левой руке.
Прощай, Степан!


Прощай, Андрей!


Прощай, Матвей!


И Митрошечка,


Мой хорошенький!

 


Дом на горе

На горе мы видим дом -                            сложите домик из ладоней.


Много зелени кругом -                              сделайте волнообразные движения

                                                             руками.


Вот деревья, вот кусты -                           изобразите руками ветки деревьев.


Вот душистые цветы -                              сделайте из рук "бутон".


Окружает все забор -                              покажите руками забор - кольцо рук.,
За забором-чистый двор -                        сделайте разглаживающие движения

                                                            руками.


Мы ворота открываем -                            показываем, как открываются ворота


К дому быстро подбегаем -                       изображаем пальцами бегущего

                                                            человечка.
В дверь стучимся:                                   стучим кулак о кулак,


Тук-тук-тук.


Кто-то к нам идет на стук? -
                    приложите ладонь к уху, как будто

                                                             прислушиваетесь.
Мы к вам в гости пришли

и гостинцы принесли                                 сделайте из ладошек горсть,

                                                              как будто   вы что  - то несёте.

 

 

Наши пальцы

 

Пальцы встали дружно в ряд -                   Покажите ладони.


Десять крепеньких ребят -                        Сожмите пальцы в кулак.


Эти два- всему указка -                            Ударьте указательный палец о

                                                              указательный


Всё подскажут без подсказки.


Эти два- середнячка -                               Ударяем средний палец о средний.


Два здоровых бодрячка.


Ну, а эти безымянны -                                Ударяем безымянные пальцы друг о

                                                                друга.


Молчуны, всегда упрямы.


Два мизинца-коротышки -                           Ударяем мизинчики друг о друга.

Непоседы и плутишки.


Пальцы главные средь них -                          Ударяем большие пальцы друг о

                                                                 друга.

Два больших и удалых. Во! -                         Показываем Во!

 

 

Паучок

 
Указательный палец правой руки соединяем с большим пальцем левой, а указательный палец левой руки с большим пальцем правой. Получилось? А теперь пытаемся поворачивать руки так чтобы верхнее соединение пальцев оказалось в низу и наоборот. Поворачиваем и говорим:


Паучок из паутинки


Нам плетет свои картинки.


Он плетет, плетет, плетет.


Паутиночка растет.


Вот он сплел большую шаль,


А в ней бабочка - как жаль.


Но мы бабочку спасем!


Паутиночку порвем!


На этом руки разводим в стороны.

 

 

Петушок

 

Соединяем кончики указательного и большого пальцев вместе, изображая клюв. Остальные пальцы расспрямляем в разные стороны изображая петушиный гребешок. И стучим "клювом" об стол.


Петушок клюёт зерно


Очень мелкое оно.


Петушок клюёт, клюёт,


Клювом зёрнышки берёт.


 

Жук


На лужайке, по ромашкам,


Жук летал в цветной рубашке;                     Помахайте  «крылышками»


Жу-жу-жу, жу-жу-жу,


Я с ромашками дружу.                                  Похлопайте в ладошки


Тихо на ветру качаюсь,                                 Покачайте кистями


Низко-низко наклоняюсь.                               Наклонитесь вниз


 

 

Пальчик в домике

 

Пальчик в домике сидит, -                             Сожмите руку в кулак таким

                                                                  образом, чтобы большой палец

                                                                  оказался внутри.
Затаился и молчит.


- Выходи скорей, я жду.


- Я оденусь и приду. -                                    Резко вытолкните большой

                                                                   палец из-под других пальцев и

                                                                   щёлкните языком.


 

Цветы

 

Наши красные цветки

Раскрывают лепестки.                                   Обе руки кладутся локтями на

                                                                  стол, пальцы собраны в

                                                                  горстки-цветки. Когда цветки

                                                                   раскрываются, то пальцы  

                                                                   раздвигаются.
Ветерочек дышит,

Лепестки колышит.                                        Пошевелили пальчиками.


Наши красные цветки

Закрывают лепестки.                                      Пальцы опять собираются в

                                                                    горсти.

Головой качают,


Тихо засыпают. -                                            Покачали горсточками и

                                                                    положили их на стол.

 


Замок

 

На двери висит замок.                                  Обе ручки складываются в


                                                                  замочек.
Кто его открыть бы смог?
Потянули.                                                    Локти развести в разные

                                                                  стороны и как-будто бы потянуть

                                                                  руки, но не разжимать пальцы.


Покрутили.                                                   В этом же положении покрутить

                                                                  сложенные кисти перед собой
Постучали.                                                   Опять свести локти и постучать

                                                                   ладошкой об ладошку, при этом

                                                                   не разжимая пальцев.


И ... открыли.                                                Дунуть на замочек и он        

                                                                   откроется, ручки разомкнуться.

 


Солнце

 

Солнце ярко-ярко светит,                              Кисти в кулак, потом

                                                                   растопырить

                                                                   пальцы и снова в кулак - делать

                                                                   быстро- быстро.


Не замёрзнем летом мы.                                 Обнять себя


Согревает всё на свете                                  Кисти в кулак, потом

                                                                   растопыритьпальцы и снова

                                                                   в кулак
И быстрей растут цветы.                                 делаем "фонарики"

 


 

Пирожки

 

Тесто с бабушкой катаем,                            Движениями показываем, как

                                                                 катаем тесто скалкой.


С мамой лепим пирожки,                               как обычно - ладошка на

                                                                 ладошку в одну сторону в другую.
Ну, а с папой уплетаем


Пирожки за две                                            указательный палец левой руки

                                                                  на левую щёку

щеки.                                                         указательный правый на правую.

 

 Улитка

Улитка, улитка

Закрыта калитка                                            закрыть лицо ладошками

Отвори немножко                                           приоткрыть ладошки

Покажи нам рожки                                          сделать "рожки" руками


Шла лисичка

Шла лисичка по тропинке

И несла грибы в корзинке

Пять опят и пять лисичек                              Показать пальцы одной руки,      

                                                                  потом    второй

Для лисят и для лисичек                               Показать ладони одной руки,

                                                                  потом второй


Ножницы

Если ножницы достану

То волшебником я стану                            Показать пальцами "ножницы"

Буду резать из бумаги                                Указательным и средним

                                                               пальцами показывать   

                                                               движение "резать", соединяя их

Птиц                                                        машем руками

Машины                                                    крутим руль

Башни                                                      сложить над головой руки домиком

Флаги                                                       показываем ладошку большим

                                                                пальцем вниз


Вверх

С картинками

Пальчиковые игры с картинками

ПальчикоМеленки

Барашка купишь?

Ласточка - перепелочка

Маша хозяйка

Банька

Крючки

Чет-нечет

Колечки

Домик

Очки

Флажок

Лодка и пароход

Стул

Стол

Грабли

Цепочка

Скворечник

Шарик

Елка

Корзинка

Колокольчик

Собака

Кошка

Мышка

Зайка и ушки

Зайчик в норке

Зайка и барабан

Лошадка

Зайка и зеркало

Коза

Гусь

Петушок

Курочка

Осы

Жук

Птенчики в гнезде

Краб

Замок

Слон

Дерево

Птичка

Филин

Волк и лиса

Крокодил

ПальчикоМеленки


Ребенок и взрослый садятся, друг против друга, каждый сжимает руки в замок. Взрослый произносит: "Моя пашет! - вытягивая указательный палец правой руки. Ребенок повторяет движения, также вытягивая указательный палец правой.


Затем ребенок отвечает взрослому: "Моя сеет!" -. вытягивая указательный палец левой руки. Взрослый, повторив движение ребенка, продолжает: "Моя спеет!" - вытягивая средний палец правой руки. Ребенок, повторив движение, отвечает: "Моя жнет!" - поднимая средний палец левой руки.


Перечисление разных видов работ "молотит", "мелет", должно продолжаться пока не будут перебраны все пальцы или пока не собьется кто-либо из игроков.
Такой вариант игры доступен ребенку начиная с 4 - 5 лет.
Малышу взрослый сначала просто показывает "меленку на своих руках, затем играет с его пальцами, в такт словам попеременно их поднимая и опуская.
Трехлетний ребенок включается в игру, отражая движения взрослого зеркально, уже отвечая ему и словами, и пальцами, но оставляя за ним активную роль:
"Моя пашет!" - "И моя пашет!"
"Моя сеет!" - "И моя сеет!"

 

Барашка купишь?


Взрослый заплетает пальцы руки один за другой - средний за указательный, безымянный за средний, мизинец за безымянный.
Протягивает руку к малышу: "Барашка купишь?"
Ребенок пытается схватить руку взрослого; если не успевает, то взрослый разводит пальцы со смехом: "Ой, пропал!" Если, напротив, замешкается взрослый (а это бывает часто - самым маленьким, конечно, подыгрывают) и ребенок "поймает барашка", наступает его очередь заплетать пальцы и становиться продавцом.
Пальцы могут быть заплетены и в обратном порядке (безымянный за мизинец, средний за безымянный, указательный' за средний). Тогда уже продают не барашка, а петушка.

При игре детей постарше происходит такой диалог:

- Барашка купишь?
- А сколько просишь?
- Сто.
- Много будет. Дам десять.
- Девяносто!
- Пятнадцать!
Торговля продолжается; наконец "покупатель" быстро произносит: "Беру!" - и пытается схватить барашка. «Продавец», чтобы не проиграть, должен успеть развести пальцы со словами: «Так пропал!»
Игра способствует развитию гибкости пальцев, тренирует скорость реакции.

 

 

 Ласточка-перепелочка

 

Правая ладонь ребенка ложится на левую ладонь взрослого. Медленно, тихо и ласково взрослый произносит: ласточка - и одновременно пальцами правой руки он водит по большому пальцу малыша от основания до кончика. Затем, с тем же словом, поглаживает второй палец малыша. Перебрав несколько пальцев ребенка таким образом, взрослый, не меняя интонации, произносит одновременно с поглаживанием: "Перепелочка". Задача ребенка - как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, радостно приговаривая: поймал, поймал!" После того как "перепелка" "была поймана" или "улетела",:игра продолжается с другой рукой малыша. Освоив игру, ребенок сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием ловит "перепел " - палец взрослого.

 

 

Маша-хозяйка


Наша-то Маша
Сметлива была,
Всем в избе работу
Нынче задала:

Хлопки в ладоши. То правая, то левая рука сверху.
Плошечку собачка
Моет языком,

Большой палец правой руки оттопырен - "ухо", указательный согнут, остальные выпрямлены. "Собачка" наклоняется к "плошке" - округленной левой ладони, "моет ее" (движения мизинца в сторону и обратно).


Мышка подбирает
Крошки под столом.

Согнутые мизинец и указательный палец правой руки- "ушки", сомкнутые и прогнутые средний, безымянный и большой -"мордочка". "Мышка" пощипывает выпрямленную левую ладонь.


Кошка под окошком
Пальцы правой руки собраны , как при фигуре "мышка", но пальцы, изображающие мордочку, не прогну ты, а округены.


Когтями скребет,
Пальцы правой руки скребут ладонь левой.


Курочка в сережках
Вымела избушку,
Избушку метет.
Потрусила голичок.
Лег голичок
Под порог на бочок.

Правая ладонь "подметает" выпрямленную левую. Энергичное встряхивание пальцев правой руки.


Расслабленная правая рука ложится на стол или на колени. Сверху ее накрывает левая рука.
Перед игрой нужно объяснить ребенку, что голичок - забытое название веника, а потрусить - значит вытрясти, встряхнуть.
При повторении игры руки меняются ролями.


Банька

 


Кончики пальцев левой и правой рук взрослого смыкаются, ладони расходятся под углом - "выстроена банька".
Ребенок проводит указательным пальцем между пальцами взрослого, прося:

"Пусти в баньку!"
"Не протопил еще", - отвечает взрослый.
Другой палец малыша пытается попасть в щель между другими пальцами взрослого:
"Пусти в баньку!"
"Мыльца нет".

Так поочередно каждый пальчик малыша "просится в баньку" - взрослый может ответить: "Водичка холодна" или "Веничка нет". Наконец взрослый зовет: "Ну, иди!"
Малыш просовывает палец между ладонями взрослого и старается тотчас же выдернуть его, до того, как взрослый, зажав палец ладонями, начнет его тереть.


 

Крючки
Взрослый договаривается с ребенком или группой детей о тех позициях пальцев, которые будут использоваться в игре. Можно предложить самые разные варианты.
Крючки. Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом.


Цепочка. Сцепляются колечки, образованные сомкнутыми большими пальцами и мизинцами правой и левой рук.


Слоник. Правая рука встает на выпрямленную левую указательный и безымянный пальцы - передние ноги слона, большой и мизинец - задние ноги, вытянутый средний палец - хобот.


Тяни-толкай. Руки, направленные тыльными сторонами друг к дружке, сплетаются так, чтобы средний и безымянный пальцы нижней руки были направлены вверх, а те же пальцы верхней руки - вниз.


Мячик. Округленные ладони накладываются одна на другую.


Ломик. Руки направлены вверх. Большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням. Основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются. Мизинец правой руки встает вертикально - "труба".


Цветок. Руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими основаниями, образуя чашу. Пальцы разведены в сторону и даже прогнуты - "лепестки".


Ребенку 4 - 5 лет, для начала достаточно четырех позиций пальцев, шестилетнему - пяти-шести.
Сначала ребенок вслед за взрослым несколько раз повторяет позиции пальцев, чтобы запомнить их.
Затем следует условие:

"Вместо цепочки делаем крючки.
Вместо крючков - цепочки.
Остальные - так, как есть".

Игра начинается медленно, затем ее темп увеличивается. Если ребенок после нескольких повторений не сбился, следует замена условия на новое, более сложное.
Например:
"Вместо слоника - домик,
вместо домика - мячик,
вместо мячика - слоник,
а на цветок - запрет",

то есть одну из пальцевых позиций повторять не нужно.
Детям 4 - 5 лет при определенной тренировке доступна "пятишаговая" перемена; будущие первоклассники справляются с семью переменами и сами предлагают новые пальцевые фигурки и новые забавные задания.



Руки ребенка подняты, большие пальцы поджаты к ладони, остальные - выпрямлены. Ладони приближены друг к другу, восемь пальцев представляют собой единый числовой ряд


По команде взрослого "Чет!" ребенок поочередно сгибает все четные пальцы - безымянный и указательный левой руки, средний и мизинец правой. Остальные пальцы остаются выпрямленными.

              

По команде "Нечет!" сгибаются все нечетные пальцы - мизинец и средний, левой руки, указательный и безымянный правой.


Игра развивает четкую, осознанную координацию движений и поначалу очень сложна для ребенка: сгибаются совсем не те пальцы, что нужно. Чтобы правильно вы полнить комплекс движений, ему требуется помощь взрослого: придержите те пальцы ребенка, что должны оставаться выпрямленными.
Когда стереотип движения освоен, игра может стать групповой. При помощи считалки выбирается водящий, он и командует "Чет-нечет!. Ошибавшиеся, по очереди выходят из игры, пока наедине с водящим не остается победитель.



Колечки

Вариант первый - потешка. Усадив малыша на колени, взрослый под ритмичную песенку или в такт счету собирает его пальчики в колечки, смыкая большие пальцы поочередно с указательными, средними, мизинцами, а затем продолжая движение в противоположном направлении.
Чуть подросший малыш (в 1,5 - 2 года) в такт счету или песенке взрослого сам поочередно смыкает пальцы в колечки.

Вариант второй. Дети 6 - 7 лет, собравшись

в кружок и выбрав водящего, под его счет собирают колечки. Внезапно водящий командует: "Без среднего! - и игроки продолжают перебор, пропуская средний палец. Затем следует команда: "Без мизинца!" и т. д. Темп счета убыстряется, ошибавшийся выходит из игры.
Вариант третий. Развлечение подростков: самый сложный вариант игры - обратные колечки. Однако при хорошей тренировке он доступен и старшим дошкольникам.
Левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая - большой и мизинец.
В такт счету, левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочередно со средним, безымянным и мизинцем, а правая, соответственно, с безымянным, сред ним и указательным. Затем осуществляет движения в противоположном направлении.

 

Домик


 

«Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел»

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).


 

Очки


 

«Бабушка очки надела
И внучонка разглядела»

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

Флажок

 

«Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу»

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.


 

Лодка  и пароход


 

«Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки»

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

«Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка»

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

 

Стул


 

«Ножки, спинка и сиденье —
Вот вам стул на удивленье»

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять.


 

Стол


 

«У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.»

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

 

Грабли


 

«Листья падают в саду,
Я их граблями смету»

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя.


 

Цепочка


 

«Пальчики перебираем
И цепочку получаем»

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.


 

Скворечник


 

«Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет»

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.


 

Шарик



 

«Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой»

Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

 

Елка



 

«Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи»

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.


Корзинка


 

«В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу»

Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.


 

Колокольчик


 

Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.


 

Собака


 

«У собачки острый носик,
Есть и шейка , есть и хвостик»

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

Кошка


 

«А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке»

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

 

Мышка


 

«Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит»

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.


 

Зайка и ушки

 

«Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат»

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный пальцы. Ими шевелить в стороны.


 

Зайчик в норке


 

«У елки на пригорке
Спрятался зайчишка в норке»

Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.


 

Зайка и барабан


 

«Зайка взял свой барабан

И ударил трам - трам - трам»

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.


 

Лошадка


«У лошадки вьется грива,
Бьет копытами игриво»

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.


 

Зайка и зеркало


 

«Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит»

Левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.


 

Коза


 

«У козы торчат рога,
Может забодать она»

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.

Гусь


 

«Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.

Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

 

Петушок


 

«Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой»

Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.


 

Курочка


 

«Курочка прыг на крыльцо:
Я снесла тебе яйцо»

Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

 

Осы


 

«Осы любят сладкое, к сладкому летят.
И укусят осы, если захотят»

Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным вращать им в разные стороны.


 

Жук


 

«Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит»

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.


 

Птенчики в гнезде


 

«Птичка крылышками машет
и летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
где она взяла зерно»

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.

 

Краб


 

«Краб ползет по дну,
Выставив свою клешню»

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

 

 

Замок


 

«Пальцы сплетем
И замок мы получим.
Еще повторим,
И получится лучше.»

Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираемыми.

 

Слон


 

«В зоопарке стоит слон.
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает»

Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой — указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.


 

Дерево


 

«У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета»

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.


Птичка


 

«Пальчики - головка,
Крылышки – ладошка»

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.


 

Филин


 

«Сидит филин на суку
И кричит бу - бу - бу - бу»

Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики - вверх (ушки), указательные пальцы вместе; они выставлены на вас, (нос).


 

Волк и лиса


 

«Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста»

Волк. Делаем «пароходик», большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде «лодочки» - верхнюю и нижнюю челюсти.

Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.


 

Крокодил


 

«Крокодил плывет по речке,
Выпучив свои глаза
Он зеленый весь, как тина,
От макушки до хвоста»

Ладонь выставлена вперед горизонтально (параллельно полу). Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.

 

По материалам сайтов
www.igrushka.kz

www. schoolng.narod.ru



Вверх

 

<<< К списку разделов     Наверх

Источник: http://www.umka.by/games/finger.html

У ребенка растет шишечка на ножке на стопе возле пятки

У ребенка растет шишечка на ножке на

Комментарии

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
О заступничестве в день суда