Влияние внешних условий и инливидуальных особенностей дегустаторов на впечатлительность органов зрения, вкуса, обоняния, осязания

Влияние внешних условий и инливидуальных особенностей дегустаторов на впечатлительность органов зрения, вкуса, обоняния, осязания


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СЕНСОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ»

Составитель: д.т.н., проф. Родина Т.Г.

Организационно-методический раздел

Цель дисциплины состоит в том, чтобы обучить студентов методологии и основным приемам научно обоснованного дегустационного анализа, учитывая ведущее место органолептических (сенсорных) показателей в номенклатуре качественных признаков продовольственных товаров.

Учебные задачи дисциплины

Дать студентам научную информацию и привить практические навыки организации современного дегустационного анализа продовольственных товаров, поазать место сенсорных признаков в системе показателей качества продуктов, рассмотреть номенклатуру органолептических показателей качества и понятийный аппарат, психофизиологические основы органолептики, взаимосвязь между результатами органолептического и инструментального анализа, научно обоснованные методы сенсорного анализа, требования к экспертам-дегустаторам, помещению и другие условия, обеспечивающие хорошую воспроизводимость дегустационных оценок, основные принципы экспертной методологии и применение квалиметрии для количественного измерения органолептических показателей качества товаров. Активному усвоению учебного материала способствует деловая игра по разработке и испытанию балловой шкалы для дегустационного анализа пищевого продукта. Рекомендуется применение технических средств обучения.

Методы преподавания дисциплины: чтение лекций, проведение лабораторных занятий, написание научных рефератов, эссе. Оценка качества знаний путём проведения контрольных работ, тестовых опросов, зачёта.

Место курса среди других дисциплин учебного плана

Сенсорный анализ служит основой товарной экспертизы качества продовольственных товаров и прогнозирования покупательского спроса.

Дисциплина тесно связана с фундаментальными науками (химией, физикой, биологией), сенсорным анализом, стандартизацией, сертификацией, маркетингом и другими дисциплинами.

Требования к уровню освоения

Изучив дисциплину студентам необходимо:

знать:

- теоретические и практические основы органолептики,

- возможные источники ошибок при проведении органолептической оценки продуктов

- научно обоснованные методы сенсорного анализа,

- экспертную методологию в дегустационном анализе,

уметь:

- организовать на современном уровне дегустационную экспертизу качества продуктов с гарантией объективности и надежности результатов, позволяющих дифференцировать продовольственные товары по качественным уровням.

- проводить тестирование экспертов-дегустаторов и обоснованно применять сенсорные методы для решения поставленных задач.

Формы контроля:

Контрольные работы, тестовые опросы, решение ситуационных задач, зачёт. Программа предусматривает проведение 3 контрольных работ и подготовку научного реферата по теоретическим, методическим или прикладным вопросам дисциплины: психофизиологические основы органолептики, тестирование дегустаторов, методы сенсорного анализа, особенности дегустации отдельных товарных групп

Содержание программы учебной дисциплины

Тема 1. Общие сведения о науке органолептике

Цель: познакомить студентов с местом методов сенсорного анализа в экспертизе качества продовольственных товаров, преимуществами и недостатками органолептических способов оценки качества товаров. Дать информацию об основных понятиях в органолептике и теоретических основах формирования сенсорных свойств продуктов.

Задачи темы: обучить студентов терминологии в области органолептики и владению нормативными документами международного и отечественного уровня по вопросам стандартизации сенсорного анализа. Примерный объём темы – 10 ч

Содержание темы

1.1.Введение в науку.

Определение науки органолептики, ее цели и задачи.

Роль сенсорного анализа в экспертизе качества продовольственных товаров. Основные условия, необходимые для обеспечения объективных и воспроизводимых результатов в дегустационном анализе.

Вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие науки органолептики. Перспективы развития науки.

Стандартизация органолептики. Понятийный аппарат.

1.2.Сенсорная характеристикакак составляющая качества продовольственных товаров.

Классификация качественных признаков продовольственных товаров: показатели назначения, технологичности, сохраняемости, эстетические и другие факторы, влияющие на качество. Место органолептических показателей в системе качественных признаков продовольственных товаров.

Номенклатура показателей, определяемых при помощи органов чувств. Современная терминология.

Природа веществ, обусловливающих окраску и флевор продуктов. Проблема колорантов, ароматизаторов и вкусовых добавок в связи с фактором риска для здоровья человека.

Влияние структуры, состава и свойств продуктов на показатели консистенции, плотности, эластичности и другие, воспринимаемые с помощью глубокого осязания (нажима) и в полости рта. Взаимосвязь консистенции с характеристикой усвояемости, свежести, вкусности и другими признаками, формирующими общее представление человека о качестве продовольственных товаров.

Методы: чтение лекции.

Литература:

Базовый учебник: Глава 1,2,3 – стр. 6-44

Основная литература: [3] – полный текст

Дополнительная литература – [3] – Глава 1, стр. 14-70

Интернет ресурсы - по рекомендованному списку

Вопросы для самопроверки:

  1. Какие вещества формируют окраску продуктов?

  2. Что вы знаете о пищевых добавках, применяемых для улучшения органолептических показателей?

  3. Приведите примеры флеворобразующих соединений.

  4. К какому групповому показателю относятся сенсорные показатели качества продовольственных товаров?

  5. Какие показатели качества продовольственных товаров оцениваются визуально?

  6. Что означает термин "консистенция"?

  7. Поясните понятия : "дегустатор", "отобранный дегустатор", "эксперт-дегустатор".

  8. Какие показатели качества пищевых продуктов оцениваются в полости рта?

  9. Что общего и в чем различие между терминами "запах", "аромат", "букет"?

  10. Поясните понятия "вкус" и "вкусность".

Тема 2. Психофизиологические основы органолептики

Цель: познакомить студентов с теоретическими основами восприятия сенсорных свойств продуктов и принципами тестирования зрительной, обонятельной и вкусовой чувствительности дегустаторов.

Задачи темы: научить студентов методам отбора дегустаторов для проведения органолептического анализа продовольственных товаров и правилам обработки результатов испытания.

Примерный объём темы – 14 ч.

Содержание темы

2.1. Теоретические основы восприятия сенсорных признаков товаров. Психофизиологические основы органолептики

Общие сведения об анатомии и физиологии органов зрения, вкуса, обоняния, осязания. Современные представления и классификации вкусов и запахов. Ключевая и композиционная природа запаха. Физические свойства и химическая природа веществ, воспринимаемых органами вкуса и обоняния.

Теоретические основы восприятия цвета, вкуса, запаха. Влияние внешних условий и индивидуальных особенностей дегустаторов на впечатлительность органов зрения, вкуса, обоняния, осязания. Понятие «карты языка», зрительной, вкусовой и обонятельной чувствительности (пороги восприятия, сенсорная память и другие), адаптации и усталости органов чувств, маскирования и компенсации вкусов и запахов и другие сведения, необходимые для организации правильной работы экспертов-дегустаторов.

Влияние пола, возраста, генетических и других индивидуальных факторов, географических особенностей, национальных традиций на особенности восприятия сенсорных органов.

2.2. Тестирование дегустаторов по сенсорным способностям.

Требования к экспертам – дегустаторам. Тестирование зрительной, обонятельной и вкусовой чувствительности дегустаторов. Тестирование воспроизводимости результатов дегустационных испытаний качества продуктов.

Отечественный и зарубежный опыт тестирования дегустаторов.

Проблема подготовки экспертов-дегустаторов в связи с необходимостью совершенствования системы сертификации и экспертизы качества продовольственных товаров.

Методы: чтение лекций, лабораторные занятия, решение ситуационных задач, подготовка эссе, контрольные работы.

Литература:

Базовый учебник: Глава 4 - стр. 55-72, Глава 8.1 -стр. 148-171.;

Основная литература: [1] – Главы 4,5 – стр. 124-187, [2] – Практическая работа 1 – стр. 3-16, [4],[5] – полный текст

Дополнительная литература – [5] – полный текст

Интернет ресурсы - по рекомендованному списку

Вопросы для самопроверки:

  1. Какие ощущения называются "тактильными"?

  2. В какой области языка расположены вкусовые рецепторы, воспринимающие горький вкус?

  3. С помощью какого сенсорного органа дегустатор оценивает однородность продукта?

  4. Что означает понятие "аносмия"?

  5. Какой вид вкуса воспринимают рецепторы на кончике языка?

  6. Какие факторы влияют на восприятие визуальных ощущений?

Тема 3. Организация современного сенсорного анализа

Цель: обучить студентов научно-обоснованным методам сенсорного анализа, в т.ч. методу балловых шкал и методу профильного анализа.

Задачи темы: выработать у студентов навыки организаторов в области современного сенсорного анализа продовольственных товаров, умеющих создать лабораторию сенсорного анализа и оказать максимальное содействие в эффективном её функционировании.

Примерный объём темы – 14 ч.

Содержание темы

3.1. Методы дегустационного анализа.

Систематизация методов дегустационного анализа. Характеристика потребительских и аналитических методов. Преимущества и возможности методов для решения конкретных задач. Оценка достоверности результатов. Система организации и проведения.

Перспективы баллового и профильного методов в дегустационной экспертизе качества продуктов и в решении научно-исследовательских задач.

Принципы построения традиционных балловых шкал, недостатки и пути совершенствования балловой системы оценки качества продуктов. Правила разработки научно обоснованных балловых шкал с учетом современных требований. Понятия диапазона (балльности) шкалы, градации, коэффициентов весомости и другие. Требования к совокупности качественных описаний шкалы: общеупотребительность, однозначность, различимость, достаточность. Примеры научно обоснованных шкал. Преимущества балловой системы.

Примеры применения профильного метода для сравнительной характеристики качества объектов, стойкости в хранении продовольственных товаров. Правила построения профилограмм.

3.2. Система организации и проведения сенсорного анализа.

Требования к помещению и оснащению для проведения органолептического анализа. Необходимые условия относительно помещения, освещения, оборудования, посуды, вспомогательных материалов и другие, которые обеспечивают правильную организацию работы дегустаторов для получения объективных и воспроизводимых результатов. Источники ошибок в дегустационном анализе с позиций условий работы дегустатора.

Организация работы дегустационной комиссии. Алгоритм действий председателя и членов коллектива дегустаторов. Правила представления образцов на дегустацию. Кодирование проб. Обработка и обсуждение результатов.

Развитие функций дегустационных комиссий в системе контроля качества продовольственных товаров и с позиций воспитания вкусов потребителей.

Методы: чтение лекций, лабораторные занятия, решение деловых ситуаций.

Литература:

Базовый учебник: Главы 5 – стр. 73-115, Глава 8.2. – стр. 172-181

Основная литература: [6] – полный текст

Дополнительная литература – [2] – стр. 50-84, 119-133

Интернет ресурсы - по рекомендованному списку

Вопросы для самопроверки:

  1. Назовите методы, применяемые при тестировании сенсорных способностей дегустаторов.

  2. К какой группе методов относятся гедонические шкалы и с какой целью рекомендуется их применение?

  3. Какой метод наиболее эффективен для обнаружения фальсификации соков?

  4. К какой группе методов относятся графические шкалы?

  5. С какой целью применяют описательные методы сенсорного анализа?

  6. Назовите качественные методы сенсорного анализа. С какой целью их применяют?

Тема 4. Экспертная методология в дегустационном анализе

Цель: дать студентам информацию о современных подходах к формированию коллективов экспертов - дегустаторов и описательным методам дегустационного анализа, применяемым в экспертной методологии органолептики.

Задачи темы: научить студентов методам балловых шкал и профильного анализа, применяемым в органолептике при испытаниях продовольственных товаров. Обучить правилам работы с экспертами-дегустаторами.

Примерный объём темы – 20 ч.

Содержание темы

4.1. Требования к экспертам-дегустаторам.

Экспертная методология в дегустационном анализе. Применение экспертных методов для выбора наилучших решений и выполнения оценочных операций в органолептическом анализе. Структура экспертных комиссий. Методы и процедуры опроса экспертов. Роль экспертов в различных операциях, составляющих процесс современного дегустационного анализа: в выборе номенклатуры показателей качества продуктов, определении коэффициентов весомости показателей, подборе базовых значений показателей, установлении критериев для отдельных категорий качества продовольственных товаров. Участие экспертов-дегустаторов в оценочных операциях.

Требования к качеству экспертов-дегустаторов: компетентность, объективность, конформность и др. Аттестация экспертов.

4.2. Экспертные методы в разработке балловых шкал и в профильном анализе.

Ознакомление с традиционными балловыми шкалами, включенными в нормативную документацию, а также применяемыми в практической деятельности специалистов и научных исследованиях в России и за рубежом.

Разработка и апробация научно обоснованных шкал для сенсорного анализа пищевых продуктов (с использованием коэффициентов весомости показателей качества).

Разработка и обсуждение профилограмм сенсорных признаков продовольственных товаров.

Методы: чтение лекций, практические занятия в форме деловой игры, обработка результатов.

Литература:

Базовый учебник: Глава 6 - стр. 116-133

Основная литература: [2] – Практические работы 2 и 3- стр. 16-33,

Дополнительная литература – [1] – полный текст

Интернет ресурсы - по рекомендованному списку

Вопросы для самопроверки:

  1. Принципиальные основы и назначение профильного метода.

  2. Что такое коэффициенты весомости показателей? Принципиальные подходы к их назначению.

  3. Принципы дифференцирования продуктов по качественным уровням в зависимости от результатов органолептической оценки.

  4. Экспертная методология в сенсорном анализе.

  5. Методы и процедуры опроса экспертов.

  6. Как определяется уровень конформности дегустаторов?

  7. Требования к научно обоснованным балловым шкалам.

  8. Основные требования к качеству экспертов.

  9. Что вы знаете о градации балловых шкал? Необходимые требования к градации.

  10. Поясните понятия «дегустатор», «отобранный дегустатор» и «эксперт-дегустатор».

  11. Что такое унифицированная балловая система? Принципы ее построения.

  12. Основные этапы разработки научно обоснованных балловых шкал.

  13. Что вы знаете о профилограммах?

Тема 5. Взаимосвязь результатов сенсорного и инструментального анализа

Цель: познакомить студентов с расчётными и графическими приёмами для определения корреляции между показателями, оцениваемыми сенсорно и лабораторными методами. Дать информацию о современных инструментальных методах, применяемых для характеристики запаха, вкуса, консистенции и цвета пищевых продуктов.

Задачи темы: научить основным приёмам для оценки коэффициента корреляции и графического представления взаимосвязи результатов сенсорного и инструментального анализа.

Примерный объём темы – 12 ч.

Содержание темы

Взаимосвязь описательной и квалиметрической характеристики сенсорных признаков с физико-химическими и другими показателями качества, определяемыми инструментальными методами. Проблема корреляции между объективными и субъективными измерениями.

Примеры органолептических и инструментальных описаний показателей, характеризующих качество продовольственных товаров. Органолептическая оценка уровня качества с использованием приемов квалиметрии. Единичные и комплексные показатели качества.

Использование расчетных и графических методов определения взаимосвязи между результатами сенсорного и инструментального анализа, характеризующими вкусовые свойства продуктов, текстуру, консистенцию. Коэффициенты корреляции. Примеры определения корреляционной зависимости.

Методы: чтение лекций и решение ситуационных задач.

Литература:

Базовый учебник: Глава 7- стр. 134-147

Основная литература: [2] – Практическая работа 4 – стр. 34-37

Дополнительная литература: [2] – стр. 86-118

Интернет ресурсы - по рекомендованному списку

Вопросы для самопроверки:

  1. Как оценивают корреляцию между органолептической характеристикой текстуры продукта и физическими параметрами, измеряемыми инструментальными методами?

  2. Приведите примеры взаимосвязи вкусоароматических показателей продуктов и показателей качества, определяемых инструментально.

  3. Какими приемами оценивается корреляция между сенсорными и лабораторными показателями качества пищевых продуктов?

  4. С каким лабораторным показателем обнаружена наиболее тесная связь сенсорных признаков запаха и вкуса копчености?

  5. Назовите наиболее эффективные современные инструментальные методы исследования химии запаха пищевых продуктов.

  6. С какими физическими параметрами коррелируют ощущения осязания в полости рта?

  7. Какие химические показатели могут служить индикаторами запаха рыбных продуктов, в частности по степени свежести?

  8. Укажите названия показателей и приборных методов исследования цветовых различий пищевых продуктов, воспринимаемых визуально.

  9. Рассмотрите подходы к изучению взаимосвязи между показателями качества, определяемыми сенсорными и инструментальными методами.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Базовый учебник

Родина Т.Г. Сенсорный анализ продовольственных товаров: учебник для вузов. 2-ое издание. - М.: Изд. Центр «Академия» , 2006. - 208 с.

Основная литература по дисциплине:

  1. Родина Т. Г., Вукс Г. А. Дегустационный анализ продуктов. М.: Колос, 1994. 192 с.

  2. Практикум по дисциплине «Сенсорный анализ продовольственных товаров».- М.: Изд-во. Рос. экон. акад. - 2003. - 39 с.

  3. ГОСТ Р ИСО 5492-2005 - Органолептический анализ. Словарь.

  4. ГОСТ Р ИСО 3972-2005 - Органолептический анализ. Методология исследования вкусовой чувствительности.

  5. ГОСТ Р ИСО 5496-2005 - Органолептический анализ. Методология обучение испытателей обнаружению и распознаванию запахов.

  6. ГОСТ Р ИСО 8589-2005 - Органолептический анализ. Руководство по проектированию помещений для исследования.

Дополнительная литература:

  1. Кантере В.М., Матисон В.А., Фоменко М.А. Сенсорный анализ продуктов питания: Монография.- М.: Типография РАСХН, 2003. - 400с.

  2. Сафронова Т.М. Справочник дегустатора рыбной продукции. М.: Издательство ВНИРО, 1998. - 244 с.

  3. Политика здорового питания. Федеральный и региональный уровни. - Новосибирск: Сиб. унив. издательство, 2002.

  4. Периодические издания: Реф. журн. «Химия и технология пищевых продуктов», «Пищевая промышленность», «Хранение и переработка сельхозсырья», «Известия вузов. Пищевые технологии», стандарты и качество «Методы оценки соответствия», «Техническое регулирование», «Спрос».

  5. Codex guidelines for the sensory evaluation of fish and shellfish in laboratories

CAC/GL 31 – 1999. Рекомендации Кодекса для сенсорной оценки рыбы и беспозвоночных в лабораториях.

Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников:

www.rea.ru/sens. Сенсорный анализ продовольственных товаров: электронная версия учебника для студентов вузов.- В интернете на сайте Рос. экон. акад.

/prof/technology/0601/sensor.htm Ресурсы Интернета: Инж. Милош Грабак, Дагмар Грдличкова, АО “Научно-исследовательский институт пивоварения и солодовенного дела”, Прага

www.stq.ru. Официальный сайт РИА «Стандарты и качество». Журнал «Стандарты и качество» [Электронный ресурс].

www.foodprom.ru. Официальный сайт издательства «Пищевая промышленность». Журналы «Пищевая промышленность» [Электронный ресурс].

www.spros.ru. Официальный сайт журнала Международной конфедерации потребителей «Спрос» [Электронный ресурс].

www.tstu.ru/education/elib/pdf/2002/zaicev.pdf Денисова, А.Л. Теория и практика экспертной оценки товаров и услуг. Учебное пособие [Электронный ресурс] / А.Л.Денисова, Е.В.Зайцев – Тамбов: Изд-во Тамб.гос.техн.унив., 2002. – 41 с. – ISBN 5-8265-0181

Диагностические материалы итогового контроля качества усвоения дисциплины

Тематика научных рефератов по дисциплине:

1. Перспективы научно обоснованного сенсорного анализа в экспертизе качества продовольственных товаров.

2. Субъективные и объективные факторы сенсорных восприятий дегустаторов.

3. Международный опыт тестирования и подготовки экспертов-дегустаторов.

4. Назначение и перспективы развития сенсорных методов потребительской оценки качества продовольственных товаров.

5. Применение качественных и количественных различительных методов в сенсорном анализе.

6. Развитие описательных методов дегустационного анализа.

7. Балловые шкалы в товарной экспертизе пищевых продуктов.

8. Перспективы профильного анализа в экспертизе качества продовольственных товаров.

9. Международный опыт организации и проведения дегустационного анализа продовольственных товаров.

10. Корреляция между сенсорными и инструментальными испытаниями потребительских свойств продовольственных товаров.

Примерный перечень вопросов к зачёту:

  1. Преимущества и недостатки органолептических методов оценки качества товаров.

  2. Основные условия научно обоснованного дегустационного анализа.

  3. Психофизиологические основы вкусовых ощущений.

  4. Влияние факторов на впечатлительность сенсорных ощущений.

  5. Каким образом тестируют органы зрения дегустаторов?

  6. Требования к качеству экспертов в дегустационном анализе.

  7. Психофизиологические основы обонятельных ощущений

  8. Как проводят тестирование органов вкуса дегустаторов?

  9. Требования к помещению и оснащению лабораторий дегустационного анализа

  10. Какие шкалы наиболее удобно применять для работы дегустаторов?

  11. Психофизиологические основы осязательных ощущений.

  12. Методы и процедуры опроса экспертов-дегустаторов.

  13. Психофизиологические основы визуальных ощущений.

  14. Принципиальные основы и назначение профильного метода.

  15. Как проводят тестирование органов обоняния дегустаторов?

  16. Требования к научно обоснованным балловым шкалам. Унифицированная балловая система.

  17. В каком порядке следует подавать на дегустацию сухие и крепленые вина?

  18. Подходы к изучению взаимосвязи между показателями качества, определяемыми органолептическими и инструментальными методами.

  19. Какое количество дегустаторов рекомендуется привлекать к работе при использовании методов потребительской оценки и аналитических методов?

  20. Основные этапы разработки научно обоснованных балловых шкал.

  21. В каком порядке рекомендуется подавать на дегустацию молочные продукты?

  22. Систематизация методов дегустационного анализа.

  23. Какие показатели качества являются наиболее значимыми при отборе экспертов дегустаторов?

  24. Что Вы знаете о качественных различительных методах дегустационного анализа? С какой целью применяют эти методы?

  25. В какое время суток предпочтительно проводить дегустации? Назовите принципы подачи образцов на дегустации.

  26. Что Вы знаете о порогах чувствительности дегустаторов?

  27. Что такое конформность? Как оцениваются уровни конформности дегустаторов?

  28. Как оценивается воспроизводимость результатов дегустаторов?

  29. Пигменты пищевых продуктов.

  30. Общие сведения о пищевых красителях.

  31. Флеворобразующие вещества пищевых продуктов.

  32. Пищевые ароматизаторы.

  33. Вкусовые добавки.

  34. Пищевые добавки, улучшающие консистенцию продуктов.

  35. Отбор дегустаторов (общие правила).

  36. Обучение дегустаторов.

  37. Формирование дегустационных комиссий.

  38. Особенности отбора дегустаторов виноградных вин.

  39. Особенности дегустационной экспертизы алкогольных напитков, чая, кофе.

  40. Алгоритм действий экспертов в профильном анализе продуктов.

  41. Правила проведения дегустаций мясных и рыбных продуктов.

  42. Традиционные балловые шкалы.

Тематический план изучения дисциплины

№ п/п

Наименование тем и разделов

ВСЕГО (часов)

Аудиторные занятия (час)

Самостоятельная
работа

Лекции

Практи-ческие

занятия.

1.

Общие сведения о науке органолептике

10

4

2

4

1.1.

Введение в науку

2

2

-

-

1.2.

Сенсорная характе-ристика как составляя-ющая качества продо-вольственных товаров

8

2

2

4

2.

Психофизиологические основы органолептики

14

4

6

4

2.1.

Теоретические основы восприятия сенсорных признаков товаров

6

2

-

4

2.2.

Тестирование дегуста-торов по сенсорным способностям

8

2

6

-

3.

Организация современ-ного сенсорного анализа

14

4

2

8

3.1.

Методы дегуста-ционного анализа

12

2

2

8

3.2.

Система организации и проведения сенсорного анализа

2

2

-

-

4.

Экспертная методо-логия в дегустацион-ном анализе

20

2

6

12

4.1.

Требования к экспер-там-дегустаторам

1

1

-

-

4.2.

Экспертные методы в разработке балловых шкал и в профильном анализе.

19

1

6

12

5.

Взаимосвязь резуль-татов дегустационного и инструментального анализа.

12

2

4

6

ИТОГО:

70

16

20

34

Источник: http://refdb.ru/look/3108398.html

Влияние внешних условий и инливидуальных особенностей дегустаторов на впечатлительность органов зрения, вкуса, обоняния, осязания

Влияние внешних условий и инливидуальных особенностей дегустаторов

Комментарии

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Где лучше удалить аденому шетовидной железы