Выбор жанра
Заболоцкий стихотворения анализ

Заболоцкий стихотворения анализ

Страница 23 из 25


6. Анализ стихотворения.
    О чем это стихотворение?
    Содержание стихотворения предельно конкретно и в то же время условно. Произведение излучает жизнь, одухотворяя и просветляя окружающий нас мир. Читатель забывает о поэтической условности картины; вместе с автором он любуется сиянием живого, ласкового утра.
    Природа у Заболоцкого неравнодушна к человеку: “…деревья, звери, птицы… Вдруг заиграли утреннюю песню, Встречая нас.”
    Заболоцкий здесь поэт-философ.
    Что мы понимаем под философской лирикой?
    Стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия; стихи, в которых субъективное “Я” автора ведет своеобразный поэтический диалог с Миром – с человеком, природой, землей, вселенной…Этот поэтический диалог можно считать вечным для русской поэзии.
    (Понятие “философской лирики” ранее было уже известно учащимся. На данном этапе оно расширяется и осмысляется более глубоко и более конкретно).
    Об этом качестве русской поэзии хорошо сказал Юрий Селезнев в статье “Поэзия природы и природа поэзии”: “Космизм” русской поэзии проявляется… в том духовном состоянии причастности миру, который создается стихотворением в его целом. В состоянии духовного диалога Я с Миром. Такой диалог может быть скрыт. Чаще всего он сокровенен, но его присутствие всегда ощутимо”.
    Вопрос “О чем это стихотворение?” задается вторично (можно еще раз прочитать стихотворение).
    О вечной смене поколений, о неумолимом движении жизни, в которой надо занять свое место, исполнить свое предназначение и уйти без обиды, ощущая себя важным, незаменимым звеном той бесконечной цепи, которая тянется из Прошлого в Будущее.
    Через какой образ выражается идея связи времен в стихотворении Заболоцкого?
    У Заболоцкого поэтическая идея связи времен выражается через образ ребенка: “И мальчик на руках ее сидел. Весь розовый и голый, и смеялся…
    Поэт даже не говорит о том, что его как человека уже не будет; нет, он, скорее, утверждает обратное: он будет жить, будет петь ту же утреннюю песнь. И в этом он видит смысл своего бытия-деяния на земле. И в этом видит бессмертие человеческого счастья: “И понял я в то золотое утро, Что счастье человечества – бессмертно”.
    Родная земля, любимая женщина в “весеннем платье”. Глубокое жизнелюбие, душевный оптимизм, родственный пушкинскому.
7. Краткое обращение к опыту предшественников Н. Заболоцкого.
    В изображении Пушкина природа автономна. Пушкин – гений объективного. “Равнодушная природа”. Порой она сопутствует человеку, но лирическое “я” поэта никогда не растворяется в ней. (Для анализа можно взять следующие стихотворения “Вакхическая песня”, “Осень”, “Вновь я посетил…”)
    Вторая половина Х1Х века определяется чертой, которой является пантеизм. Диапазон “философии природы” здесь определяется следующими метами: от “Природа внемлет мне” (Некрасов) до “Дай вкусить уничтоженья,/ С миром дремлющим смешай” (Тютчев).
    У Есенина мы не найдем философии природы, отдельной от человека. Человек – часть живой природы. НО очень тесная связь с традициями народной поэзии (изобилие постоянных эпитетов “солнце красное”, “ночка темная”, мифологические образы – “розовый конь” и т.д.) (Можно обратиться к стихотворению Есенина “Зеленая прическа”).
Учащиеся приходят к выводу, что поэзия Заболоцкого созвучна с есенинской, но нет черт народной поэзии, элементов фольклора.
8. Осмысление идейно-художественного содержания стихотворения.
    Лексические особенности (нет просторечий, как у Есенина, язык литературный).
    Эмоциональная окраска (цвет: утро – пора ярких красок, поэтому главенствуют здесь цветовые образы, а звуковых практически нет;
    “светлая земля”
    “небо полное сиянья”
    “была жена в своем весеннем платье”
    “и мальчик…весь розовый, и голый”
    “смотрел на небо, где сияло солнце”
    “то золотое утро”).
“Золотое утро” – символическо-возвышенное определение утра. Здесь все дышит весной, радостью, утром, счастьем.
    Какова же тема произведения?
    Гармоническое единство человеческой души с Миром.
9.
В конце (в качестве повторения) урока можно обратить внимание на размер стихотворения (нет рифмы, “белый” стих).
10.
На уроке можно использовать репродукции картин пейзажного характера, так как Н. Заболоцкий увлекался живописью.

Источник: http://isergeeva.ru/nanyvmfgvubgiberavlnhgebmnobyb...

Заболоцкий стихотворения анализ

Заболоцкий стихотворения анализ

Комментарии

Имя:*
E-Mail:
Введите код: *
Вредно ли курить простую бумагу